Рамблер: статистика.

Газета "Россiя" (О профессиональной мимикрии)

В большинстве профессий неизбежна профессиональная мимикрия
 
 
Есть профессии, упоминание о которых вызывает устойчивый образ. Например, в сознании советского человека сантехник не мог быть аккуратным работником в очках и с портфелем, а профессор – лихо разъезжать по улицам на мотоцикле. Не последнюю роль в конструировании мифов играло и играет кино, и все-таки специалисты говорят, что профессия накладывает отпечаток на тех, кто ее выбирает. Из чего складываются мифы о профессиях?
 
 
Практикующий психолог Дмитрий Синарев считает, что каждая профессия имеет определенную специфику. А уже по характеристикам выбранной специальности, которым требуется соответствовать, можно провести параллель с темпераментом человека. “Темперамент – особенность строения нервной системы, то есть вещь, которая, в принципе, от нас не зависит, - говорит Дмитрий, - вот поэтому представить себе бухгалтера-холерика так же проблематично, как и журналиста-флегматика”.Екатерина Горшкова, психолог-консультант, вплотную занимающаяся вопросами профориентации, считает, что в большинстве профессий неизбежна “профессиональная мимикрия” – приспособление, изменение черт характера “под профессию”.

О системных администраторах (или компьютерщиках - в более общем понимании) уже слагают легенды и анекдоты. Вот одно “типичное описание типичного сисадмина”: “Был у нас работе сисадмин, 20 лет, жуткое существо. Душ принимал раз в три месяца, одежду не менял неделями. Целыми днями пил дешевое пиво, запивал его кофе и курил каждые пять минут. В глаза называл всех тупыми ламерами (“ламер” - ничего не смыслящий в компьютерах человек. - Прим. автора). Выделенный на отдел интернет-трафик тратил только на себя, качая порнуху, игры, и целыми днями играл по выделенке в разные стрелялки”. Подобный образ с небольшими вариациями нарисует вам любой “ламер”, столкнувшийся с админом.

На нелюбовь системные администраторы отвечают презрением и безразличием. По показаниям пользователей, обескураженных компьютером, спросить админа о чем-нибудь невозможно, ибо следует неизбежная лекция на тему “Техника в руках дикаря”. Категоричная убежденность в своей правоте – характерная черта многих системных администраторов, утверждает психолог Екатерина Горшкова. И дело не в том, что работа накладывает определенный отпечаток на личность человека, скорее наоборот, люди определенного склада выбирают эту работу и создают имидж своей профессии.

К примеру, все тот же сисадмин большую часть рабочего времени проводит в компании электронных машин, а не людей. Ведь компьютерщики – большей частью интроверты, поэтому есть большая вероятность того, что у этого человека недостаточно хорошо развиты коммуникативные навыки: с машиной проще договориться, чем с живым существом, – она не обижается и понимает только программный код. Отсюда вытекают и личностные характеристики: замкнутость, нежелание идти на контакт, пренебрежительное отношение к “профанам”. Без сомнения, админ – “вещь в себе”, поэтому его мало заботит, что о нем думают окружающие: он создает свой имидж абсолютно неосознанно, питаясь пивом и сигаретами. 
“Процесс вербовки молодых специалистов в сферу IT затруднен существованием в студенческой среде расхожего мнения о компьютерщиках как об отшельниках с узко ограниченным кругом интересов”, - признает сотрудник одного из кадровых агентствАндрей Полканов. С мифами борются: многие компании стараются развеять этот имидж, принимая старшеклассников и первокурсников на роль учеников и демонстрируя им наиболее привлекательные стороны профессий, связанных с компьютерами.

Взаимоотношения бухгалтер – сисадмин, наверное, всем известны, особенно при покупке на предприятии компьютерной техники. Вражду этих двух видов людей усугубляет компьютерный слэнг, которым сисадмины общаются с ламерами. Так, например, еще случается, что бухгалтерия недоумевает на запросы компьютерного отдела о покупке “128 метров памяти ” и удивляется, “зачем это мы столько покупаем?”

По утверждениям психологов, профессии бухгалтера и компьютерщика схожи: человек работает в первую очередь не с людьми, а с определенными знаковыми системами. Тем не менее, о бухгалтерах тоже ходят профессиональные мифы, и довольно устойчивые. Сами работники “таблиц и калькулятора” шутят о себе: “После сдачи годового отчета бухгалтер может забыть утром снять бигуди или уехать на работу в тапочках”.

В обществе бытует миф, что бухгалтер – это бездушная “человеко-машина”, черствая, трезвая, способная дружить только с цифрами. Анкетирование, проводившееся профильным бухгалтерским изданием своих читателей, показало, что дамы этой профессии (которые значительно доминируют тут над мужским полом) очень любят общаться, так сказать, с себе подобными. Кто же может лучше понять бухгалтера, как не его коллега? С кем же еще обсудить свои проблемы, кому рассказать о злополучном налоговом учете или придирчивом инспекторе? Они могут заставить тебя прождать у дверей бухгалтерии час-другой из-за минутного дела, спокойно попивая при этом чаек. Неудивительно, что часто бухгалтер обречен на ненависть сотрудников других специальностей. Специалист по страхованию Евгения Бабушкина отмечает: “Я не раз встречалась с редкостным хамством со стороны девушек из бухгалтерии. Что удивительно, все мои знакомые также сталкивались с чем-то подобным. Не знаю ни одного человека, кто бы с симпатией относился к “людям-счетам”.

Психолог Екатерина Горшкова считает, что наиболее популярные жалобы - грубость, срывы и крик на других сотрудников - следствие высокого нервного напряжения. “Это секретаря учат быть вежливым, улыбаться и всячески демонстрировать свое расположение – он получает за это деньги, а для бухгалтера люди – вторичная сфера общения”.
Представители самой гуманной профессии умудрились обрасти парой-тройкой мифов со знаком “минус”.
“Врач всегда прав!” Подобные взаимоотношения доктора и больного характерны для отечественной медицины. Бытует мнение, что доктора намеренно не отвечают на любого рода конкретизирующие вопросы больного. Психологи же говорят, что врачи просто очень нервно реагируют на попытки пациента вникнуть в суть предлагаемых лечебных процедур, воспринимая их как своего рода сомнение в своем профессионализме.

Не нужно идти к врачу за сочувствием, пусть лучше он воспринимает пациента как носителя больной печени и хорошо выполняет свою работу. Сдержанность для врача - единственная возможность психологической защиты от лавины чужой боли, которая обрушивается на него каждый день. “Есть такое понятие, как “профессиональное выгорание”. Если врач будет эмоционально на все реагировать, то просто “сгорит” на работе. Знаменитый медицинский цинизм – та самая защитная реакция.

Психологи и специалисты кадровых агентств отмечают, что мифы о профессиях не возникают на пустом месте – это отклик на действительность, но тем они и отличаются от строгой статистики, что им не чужда некоторая гиперболизация. 
“Профессия человека – не повод относиться к нему предвзято”, – говорит Екатерина Горшкова, тем более что многие осознают некоторые недоработки своего профессионального имиджа и посещают специальные тренинги. “Особенно интересно наблюдать, - говорит Екатерина, - как постигают азы успешной коммуникации те же “технари”. “Значит, надо чаще улыбаться? - спрашивают ее компьютерщики. – Нет проблем. С каким интервалом?”

К списку все интервью | В верх

articleБыть капризной выгодно?

Когда ребенок еще совсем маленький, мама, папа и многочисленные родственники не устают ему повторять: "Не капризничай!" Но вот человек вырастает, и вдруг оказывается, что все блага достаются как раз капризным людям. Почему так происходит? И стоит ли становиться покладистым? …

Читать статью →

articleКарьера: запланируй и получи!

Почему мечтающий о повышении человек годами остается на прежней должности? Почему люди, таланты которых неоспоримы, зачастую не добиваются в карьере ничего, оставаясь исполнителями, а не творцами?

Читать статью →