Рамблер: статистика.

И снова здравствуйте! (ты босс в своем отделе)

Автор: Горшкова Екатерина
Опубликовано: Статья опубликована в журнале «Лиза», №41, 8.10.2007

Все публикации охраняются законом об авторских правах. Авторские права на публикации принадлежат авторам и изданиям, в которых опубликованы данные статьи. Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения авторов.Ссылка на автора и источник обязательна.

• • • • •
 
Аня с тоской оглядела пустой кабинет. Жаль, что ее пребывание  в этом шикарном интерьере было столь не долгим – триумфальное восхождение по карьерной лестнице закончилось через 2 месяца тихим падением. Аня не справилась с обязанностями руководителя  отдела, в котором проработала пять лет, начав с самой маленькой должности.
А как все хорошо начиналось! Босс пошел на повышение, и порекомендовал на свое место самую достойную, молодую и успешно приносящую прибыль сотрудницу. Конечно же, это была Анна. Три дня она прыгала до потолка, строила планы, а потом, спустившись за землю, принимала дела. Встав у руля, Аня вскоре обнаружила, что обязанности босса не столь приятны, и что проблемы подстерегают ее там, где она совсем не ожидала!
Проблема первая.
Аня столкнулась с тем, что помимо дел, которые она делала раньше, обязанности босса связаны с огромным количеством отчетов, решением нестандартных ситуаций и исправлением ошибок сотрудников. Раньше она даже не догадывалась, какое количество проколов допускают сотрудники! Работы стало гораздо больше. Более того, теперь в ее компетенции было наказание сошедших с верного пути сотрудников – штрафы, выговоры, разборы полетов. И все это она должна была делать в своем горячо любимом коллективе!  Отсюда вытекала сама собой вторая проблема: критика и зависть со стороны коллег. Многие сотрудники были не в восторге от ее назначения, поскольку считали себя более достойными этой должности, поэтому начались перешептывания за спиной и бойкотирование Аниных поручений. А меры, которые Анна была вынуждена применять к не справлявшимся с работой сотрудникам, провоцировали неприязненное отношение к ней самой, и недоверие к ее стилю руководства. И, к сожалению, это было справедливо, потому что  Анне было очень трудно придерживаться одной линии поведения: она то жалела провинившихся и брала вину на себя, то выходила из себя и пыталась всех «строить». Она абсолютно не понимала как себя вести и это была третья проблема. Ее не воспринимали как руководителя. Это и понятно, ведь совсем недавно они были на равных!
Подобные проблемы подстерегают практически каждого начинающего руководителя. А когда тебя назначают боссом в собственном отделе, проблемы не уменьшаются, а наоборот, усугубляются. Потому что твоей задачей является не только завоевание авторитета. Тебе придется изменить общественное мнение людей, которые к тебе привыкли, и с которыми ты была не так давно в одинаковых условиях.  Теперь условия  изменились… А это всегда вызывает негатив и зависть. Почему она? Думают они, даже не подозревая в какую сложную ситуацию ты попала. И эти самые люди, твои бывшие друзья, от которых ты ждешь помощи и участия, с удовольствием начинают вставлять палки в колеса колесницы твоего успеха. Тебе буквально придется доказывать, что ты действительно достойна этой должности и способна руководить. Как удержаться на плаву в подобной ситуации и сохранить хорошие отношения с бывшими коллегами?
Правило первое: Избавься от балласта.
Парадокс в том, что, несмотря на то, что обязанности и статус у тебя изменились, высшее руководство не спешит снять с себя груз прошлых задач. Обсуди эти вопросы сразу же при заключении контракта: что ты будешь делать, кому перейдут твои прошлые обязанности. Задача руководителя осуществлять стратегическое управление и контроль, а не вязнуть в мелочах и текучке. Грамотно распредели обязанности между подчиненными и правильно делегируй задачи, вместо того, что бы брать на себя все их недоделанные дела и ошибки. Если ошибок много, то выясни, почему это произошло – возможно, настала пора что-то менять в структуре отдела. Если не хватает знаний, не бойся прибегнуть к помощи консультантов и более опытных руководителей. Более того, то, что ты просишь совета, только упрочит твою репутацию как человека способного сотрудничать и работать на общие задачи. Но не поддавайся искушению избавиться от одаренных и перспективных сотрудников, даже если они тебя критикуют! Окружив себя слабыми, но покладистыми сотрудниками, ты рискуешь подорвать работу отдела а также приобрести репутацию слабого руководителя.
Правило второе: Конструктивно реагируй на критику.
Первое время ты будешь находиться под прицелом критики и зависти коллег. Будут обсуждать все – от цвета твоих теней до стиля руководства. Это неудивительно, поскольку люди с трудом привыкают к переменам, тем более к таким, которые произошли не по их инициативе. В такой ситуации очень важно сохранять спокойствие и уверенность в себе. Твоя задача подтвердить свой статус, показать коллегам, что ты его честно заработала. Создай в отделе атмосферу здорового обсуждения. Пусть каждый имеет возможность высказаться прилюдно на совещании. Ищи конструктивное зерно в каждом заявлении. Покажи, что в спорах рождается истина. Сконцентрируйся на рациональном аспекте критики, то есть на том, что может помочь общему делу. Если такой подход станет традицией, резкие выпады и саботаж скоро прекратятся. Докажи свой профессионализм делами, а не демонстрацией своих властных полномочий.
Правило третье: Золотая середина
Как быть с фамильярным или подчеркнуто вежливым отношением коллег? Статус твой изменился, но как построить общение на новом уровне? Во-первых, пойми, что они должны привыкнуть к твоему новому  назначению. А для этого нужно время. Сохрани обращение, принятое в коллективе до изменений.  Если главный бухгалтер был Сергеем Петровичем, то пусть он не превращается в Сережу. В свою очередь, ты так же оставайся Машей. Только объясни окружающим, что обязанности твои изменились и степень ответственности тоже. Именно поэтому ты не можешь сгонять за булочками и отправить факс. Но в то же время ты обязательно должна демонстрировать свою открытость для общения. Но когда это общение происходит, старайся избегать личных тем в разговоре, и сплетен о ком бы то ни было – теперь это может значительно снизить твой статус и подорвать репутацию. Но не уподобляйся «мымре» из фильма «Служебный роман»! Если в отделе есть твои близкие подруги, объясни им сразу же, что теперь все ваши личные отношения возможны только за пределами работы. Возможно, чем-то придется пожертвовать, но это поможет избежать перешептываний за твоей спиной «у нее есть любимчики!», а так же репутации несправедливого босса. И что немаловажно, позволит сохранить отношения с подругой. Если конечно ты сразу расставишь все точки на «I» и возьмешь за правило не обсуждать с ней рабочие дела вне работы.
Что бы подчеркнуть свой статус, старайся одеваться по-деловому, но не вычурно.  Забудь о рюшечках и бантиках, коротких юбочках – все это характеризует тебя как легкомысленную девочку, а не серьезного руководителя. Но после работы одевайся как тебе удобно!
Правило четвертое: Играй открыто
Что бы избежать интриг и проблем во взаимодействии с сотрудниками нужно четко определить критерии оценки их работы, поставить цели и задачи. Все это должно быть понятно не только тебе, но и им.
Очень важно сразу же объяснить сотрудникам, что теперь в твои обязанности входит не только их положительная мотивация, но и отрицательная. А это значит штрафы и т.д. Скажи, что это не твоя личная инициатива, и что это нужно для выполнения задач компании. Объясни,  что ты будешь предельно справедлива, и всегда готова обсуждать предложения по улучшению ситуации. Сделай это заявление публично, на совещании в отделе, что бы не было недомолвок, и все сразу же смогли бы задать свои вопросы. Кстати, это очень хороший прием – вести открытую политику. Если ты ведешь только прилюдные обсуждения, четко выражаешь свою точку зрения, а не шушукаешься по углам с каждым сотрудникам в отдельности, то получаешь репутацию справедливого и открытого руководителя. А в такой атмосфере уважение сотрудников растет и сплетни, которые вырастают из недомолвок, самоуничтожаются.
 
Авторский вариант
 


К списку публикаций "Карьера" | Печать страницы | В верх

articleЛарри Эллисон (Oracle)

Ларри Эллисон, основатель и исполнительный директор корпорации Oracle, более известен своими экстравагантными развлечениями, нежели талантливым руководством компанией. Тем не менее, он руководит вторым в мире предприятием по производству программных продуктов, владеет и …

Читать статью →

articleДэвид Огилви — Откровения рекламного агента (1963)

Именно Огилви первым применил строгий научный подход к рекламному делу, доказав, что четкие формулы и голые факты не менее эффективны, чем остроумные фразы и сексапильные образы.

Читать статью →