Рамблер: статистика.

И снова здравствуйте! (ты босс в своем отделе)

Автор: Горшкова Екатерина
Опубликовано: Статья опубликована в журнале «Лиза», №41, 8.10.2007

Все публикации охраняются законом об авторских правах. Авторские права на публикации принадлежат авторам и изданиям, в которых опубликованы данные статьи. Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения авторов.Ссылка на автора и источник обязательна.

• • • • •
 
Аня с тоской оглядела пустой кабинет. Жаль, что ее пребывание  в этом шикарном интерьере было столь не долгим – триумфальное восхождение по карьерной лестнице закончилось через 2 месяца тихим падением. Аня не справилась с обязанностями руководителя  отдела, в котором проработала пять лет, начав с самой маленькой должности.
А как все хорошо начиналось! Босс пошел на повышение, и порекомендовал на свое место самую достойную, молодую и успешно приносящую прибыль сотрудницу. Конечно же, это была Анна. Три дня она прыгала до потолка, строила планы, а потом, спустившись за землю, принимала дела. Встав у руля, Аня вскоре обнаружила, что обязанности босса не столь приятны, и что проблемы подстерегают ее там, где она совсем не ожидала!
Проблема первая.
Аня столкнулась с тем, что помимо дел, которые она делала раньше, обязанности босса связаны с огромным количеством отчетов, решением нестандартных ситуаций и исправлением ошибок сотрудников. Раньше она даже не догадывалась, какое количество проколов допускают сотрудники! Работы стало гораздо больше. Более того, теперь в ее компетенции было наказание сошедших с верного пути сотрудников – штрафы, выговоры, разборы полетов. И все это она должна была делать в своем горячо любимом коллективе!  Отсюда вытекала сама собой вторая проблема: критика и зависть со стороны коллег. Многие сотрудники были не в восторге от ее назначения, поскольку считали себя более достойными этой должности, поэтому начались перешептывания за спиной и бойкотирование Аниных поручений. А меры, которые Анна была вынуждена применять к не справлявшимся с работой сотрудникам, провоцировали неприязненное отношение к ней самой, и недоверие к ее стилю руководства. И, к сожалению, это было справедливо, потому что  Анне было очень трудно придерживаться одной линии поведения: она то жалела провинившихся и брала вину на себя, то выходила из себя и пыталась всех «строить». Она абсолютно не понимала как себя вести и это была третья проблема. Ее не воспринимали как руководителя. Это и понятно, ведь совсем недавно они были на равных!
Подобные проблемы подстерегают практически каждого начинающего руководителя. А когда тебя назначают боссом в собственном отделе, проблемы не уменьшаются, а наоборот, усугубляются. Потому что твоей задачей является не только завоевание авторитета. Тебе придется изменить общественное мнение людей, которые к тебе привыкли, и с которыми ты была не так давно в одинаковых условиях.  Теперь условия  изменились… А это всегда вызывает негатив и зависть. Почему она? Думают они, даже не подозревая в какую сложную ситуацию ты попала. И эти самые люди, твои бывшие друзья, от которых ты ждешь помощи и участия, с удовольствием начинают вставлять палки в колеса колесницы твоего успеха. Тебе буквально придется доказывать, что ты действительно достойна этой должности и способна руководить. Как удержаться на плаву в подобной ситуации и сохранить хорошие отношения с бывшими коллегами?
Правило первое: Избавься от балласта.
Парадокс в том, что, несмотря на то, что обязанности и статус у тебя изменились, высшее руководство не спешит снять с себя груз прошлых задач. Обсуди эти вопросы сразу же при заключении контракта: что ты будешь делать, кому перейдут твои прошлые обязанности. Задача руководителя осуществлять стратегическое управление и контроль, а не вязнуть в мелочах и текучке. Грамотно распредели обязанности между подчиненными и правильно делегируй задачи, вместо того, что бы брать на себя все их недоделанные дела и ошибки. Если ошибок много, то выясни, почему это произошло – возможно, настала пора что-то менять в структуре отдела. Если не хватает знаний, не бойся прибегнуть к помощи консультантов и более опытных руководителей. Более того, то, что ты просишь совета, только упрочит твою репутацию как человека способного сотрудничать и работать на общие задачи. Но не поддавайся искушению избавиться от одаренных и перспективных сотрудников, даже если они тебя критикуют! Окружив себя слабыми, но покладистыми сотрудниками, ты рискуешь подорвать работу отдела а также приобрести репутацию слабого руководителя.
Правило второе: Конструктивно реагируй на критику.
Первое время ты будешь находиться под прицелом критики и зависти коллег. Будут обсуждать все – от цвета твоих теней до стиля руководства. Это неудивительно, поскольку люди с трудом привыкают к переменам, тем более к таким, которые произошли не по их инициативе. В такой ситуации очень важно сохранять спокойствие и уверенность в себе. Твоя задача подтвердить свой статус, показать коллегам, что ты его честно заработала. Создай в отделе атмосферу здорового обсуждения. Пусть каждый имеет возможность высказаться прилюдно на совещании. Ищи конструктивное зерно в каждом заявлении. Покажи, что в спорах рождается истина. Сконцентрируйся на рациональном аспекте критики, то есть на том, что может помочь общему делу. Если такой подход станет традицией, резкие выпады и саботаж скоро прекратятся. Докажи свой профессионализм делами, а не демонстрацией своих властных полномочий.
Правило третье: Золотая середина
Как быть с фамильярным или подчеркнуто вежливым отношением коллег? Статус твой изменился, но как построить общение на новом уровне? Во-первых, пойми, что они должны привыкнуть к твоему новому  назначению. А для этого нужно время. Сохрани обращение, принятое в коллективе до изменений.  Если главный бухгалтер был Сергеем Петровичем, то пусть он не превращается в Сережу. В свою очередь, ты так же оставайся Машей. Только объясни окружающим, что обязанности твои изменились и степень ответственности тоже. Именно поэтому ты не можешь сгонять за булочками и отправить факс. Но в то же время ты обязательно должна демонстрировать свою открытость для общения. Но когда это общение происходит, старайся избегать личных тем в разговоре, и сплетен о ком бы то ни было – теперь это может значительно снизить твой статус и подорвать репутацию. Но не уподобляйся «мымре» из фильма «Служебный роман»! Если в отделе есть твои близкие подруги, объясни им сразу же, что теперь все ваши личные отношения возможны только за пределами работы. Возможно, чем-то придется пожертвовать, но это поможет избежать перешептываний за твоей спиной «у нее есть любимчики!», а так же репутации несправедливого босса. И что немаловажно, позволит сохранить отношения с подругой. Если конечно ты сразу расставишь все точки на «I» и возьмешь за правило не обсуждать с ней рабочие дела вне работы.
Что бы подчеркнуть свой статус, старайся одеваться по-деловому, но не вычурно.  Забудь о рюшечках и бантиках, коротких юбочках – все это характеризует тебя как легкомысленную девочку, а не серьезного руководителя. Но после работы одевайся как тебе удобно!
Правило четвертое: Играй открыто
Что бы избежать интриг и проблем во взаимодействии с сотрудниками нужно четко определить критерии оценки их работы, поставить цели и задачи. Все это должно быть понятно не только тебе, но и им.
Очень важно сразу же объяснить сотрудникам, что теперь в твои обязанности входит не только их положительная мотивация, но и отрицательная. А это значит штрафы и т.д. Скажи, что это не твоя личная инициатива, и что это нужно для выполнения задач компании. Объясни,  что ты будешь предельно справедлива, и всегда готова обсуждать предложения по улучшению ситуации. Сделай это заявление публично, на совещании в отделе, что бы не было недомолвок, и все сразу же смогли бы задать свои вопросы. Кстати, это очень хороший прием – вести открытую политику. Если ты ведешь только прилюдные обсуждения, четко выражаешь свою точку зрения, а не шушукаешься по углам с каждым сотрудникам в отдельности, то получаешь репутацию справедливого и открытого руководителя. А в такой атмосфере уважение сотрудников растет и сплетни, которые вырастают из недомолвок, самоуничтожаются.
 
Авторский вариант
 


К списку публикаций "Карьера" | Печать страницы | В верх

articleБрачный контракт: цена любви

Несмотря на то, что практика заключения брачных контрактов существует в России уже 12 лет, она пока не получила широкого распространения. До сих пор вокруг этой темы разгораются споры. Может ли брачный контракт сделать жизнь супругов более комфортной? Не лишает ли подобный …

Читать статью →

articleБыть капризной выгодно?

Когда ребенок еще совсем маленький, мама, папа и многочисленные родственники не устают ему повторять: "Не капризничай!" Но вот человек вырастает, и вдруг оказывается, что все блага достаются как раз капризным людям. Почему так происходит? И стоит ли становиться покладистым? …

Читать статью →