Рамблер: статистика.

Охраняй свое пространство

Автор: Горшкова Екатерина
Опубликовано: Статья опубликована в журнале «Лиза» , №17, 23 апреля, 2007 г.

Все публикации охраняются законом об авторских правах. Авторские права на публикации принадлежат авторам и изданиям, в которых опубликованы данные статьи. Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения авторов.Ссылка на автора и источник обязательна.

• • • • •

Алена опять находилась в цейтноте. Это было ее естественное состояние уже  второй год, с тех пор, как ее назначили  руководителем отдела. Алена забросила все свои увлечения, она задерживалась на работе до позднего вечера, работала по выходным, и очень страдала от недостатка времени. Как прогрессивный молодой руководитель она посетила корпоративный тренинг по тайм-менеджменту.  Там она испытала настоящее потрясение,  узнав всю правду о себе.

 Оказалось,  что большую часть своего времени она посвящала ответам на вопросы коллег, собственных сотрудников, сотрудников других отделов, клиентов и т.п. Она стремилась помочь всем. Интересно, что самый большой круг вопросов, которые ей приходилось решать, вообще не относился к ее работе.  Но наибольший процент  времени поглощали отвлечения на рассказы сотрудникам компании о том, как пользоваться ксероксом. А все потому, что  рабочее место Алены находилось как раз рядом с этим агрегатом.

Ситуация настолько абсурдна, настолько же и реальна. Многим людям намного проще сделать что-то даже в ущерб себе, чем объяснить, почему они не хотят/не могут этого сделать.

Было ли в последнее время так, что ты не смогла отказать кому-либо в просьбе или требовании, хотя внутренне сильно не хотела выполнять это? Можешь ли вы вспомнить ситуацию, когда согласилась с чем-то, против своей воли и это привело к очень неприятным для тебя последствиям?

Наверняка, таких ситуаций в твоей жизни найдется немало. Подобные истории возникают и в профессиональной и в личной жизни сплошь и рядом. Удивительно, что уверенные в себе люди, успешные, коммуникабельные с трудом могут произнести такое простое слово, как «нет».

Что мешает отказать коллеге, который в десятый раз просит проверить его отчет?  Что заставляет тебя оставаться на рабочем месте, когда все дела сделаны, и рабочий день закончился, только потому, что твои коллеги не уходят и как-то косо смотрят на тебя? Зачем ты   соглашаешься выполнять ненужную работу и выслушивать многочасовые монологи сослуживиц, когда нужно звонить клиенту?

Обычно люди бояться, что отказ обидит другого человека, и к нему нельзя будет обратиться с просьбой. Интересно то, что люди, которые ни кому не отказывают, сами редко что–либо просят. Согласись, что в этом есть  несправедливость.

Некоторые люди бояться отказать, потому что привыкли всегда и всем нравиться, быть «хорошими». Но, скорее всего, таким способом  можно приобрести репутацию безотказного человека, обратиться к которому в порядке вещей, временем которого можно распоряжаться по своему усмотрению, то есть того, на ком «можно ездить».

Чаще всего неумение сказать «нет» на работе вызвано следующими причинами: причинами:

- Люди обидятся / рассердятся, если я откажусь выполнить просьбу

- Они не будут больше ко мне хорошо относиться
- Это грубо и невежливо отказывать

- Если я откажу, то у меня больше не будет права просить о чем-то других

- Их нужды гораздо важнее моих
 Хорошо или плохо со всем соглашаться?

Неумение сказать «нет» часто приводит к довольно сложным и неприятным переживаниям, потому что в результате ты берешь на себя невыполнимые обязательства, соглашаешься с работой, которая тебе ничего не может дать, в конечном счете – подводишь других людей. Позже, дав положительный ответ, когда на самом деле тебе хотелось сказать “нет”, ты можешь обнаружить, что у тебя гораздо больше работы, чем ты могла бы справиться.

Коллеги и шеф перестают тебя понимать (ведь сама же согласилась), ты перестаешь понимать себя сама (ну как же я могла с этим согласиться).

Важно помнить, что отказывая в просьбе, ты имеешь право отказать, в то время как другие люди имеют право обращаться с просьбой. В случае, если по своему служебному положению ты не можешь отказать в просьбе, помни, что за тобой сохраняется право объяснить трудности, которые могут возникнуть при выполнении просьбы.

Что-то мы делаем охотно, что-то – не очень, а бывают вещи, которые нам делать неприятно. Нашим собеседникам, безусловно, нужна информация об этом. Если конечно мы хотим изменить ситуацию. И еще очень важно научиться отказывать так, что бы сохранить отношения. Ведь испортить репутацию и деловые контакты может не сам отказ в просьбе, а форма его преподнесения. В  профессиональной жизни отказ строиться в основном на фактах и логике.

В следующий раз, когда почувствуешь, что на тебе «ездят», воспользуйся несколькими советами:

- Сначала поинтересуйся: «Почему это должна делать именно я?»

- Если ты не находишь причины убедительными, то откажись, или порекомендуй человека, который мог бы выполнить эту просьбу.

- Ответ должен быть кратким, избегай пространных объяснений. Просто скажи: “Нет, я не могу…” или “Я бы предпочла не…”

- Объясни причину отказа, если хочешь, но не придумывай оправданий: «Я не могу, потому что занята в это время».

- Не извиняйся слишком усердно: “Мне ужасно жаль,…,вы не будете против, если…”

Честно признайся в ограниченных  возможностях: “Я не смогу…”, “Нет, это будет трудно/ невозможно…, но я попробую…” «Я смогу сделать это не раньше восьми, как только закончу свои дела».  Это наиболее приемлемая форма отказа на работе.

- Проси разъяснений или больше информации, например: “Какие детали должны быть включены в отчет?” “Вам он нужен в пятницу до или после обеда?”

- Попроси больше времени, чтобы принять решение о просьбе, если ты хочешь проверить свою нагрузку, расписание.

- Предложи варианты. Даже если ты не можешь выполнить просьбу человека, ты все равно можешь помочь ему.

Например, Алена, что бы не отвечать на бесконечные вопросы о ксероксе, повесила на самое видное место инструкцию по его использованию, и отправляла всех к ней.

- Невербальное поведение. Если ты определенно отказываешь в просьбе, то говори медленнее, с расстановкой и теплотой в голосе, иначе ответ: “Нет, я не хочу”, может прозвучать резко и недружелюбно.

Чаще всего отказ неприятен нашему партнеру. Но это не повод, чтобы со всем соглашаться. Ведь просьбы и требования бывают глупыми, нецелесообразными, даже оскорбительными и незаконными.  Защищая свое личное пространство, ты экономишь время и используешь его на действительно важные дела, а это в свою очередь создает тебе репутацию незаменимого профессионала.

Помни, что человек, который просит, всегда знает, что ответов бывает два, и он может получить как «да», так и «нет». В большинстве случаев люди всегда осознают, что, озвучивая свою просьбу, идут на риск – и не твоя вина, что их надежда на «да» не оправдалась.

 



К списку публикаций "Карьера" | Печать страницы | В верх

articleТед Тернер - рискованный

"Веди, следуй или уйди с дороги”, - это жизненное кредо Теда Тернера как в бизнесе, так и в личной жизни. Это также заголовок его биографии, написанной Кристианом Уильямсом в 1981 году.

Читать статью →

articleТень

Алена шла по коридорам офиса и не понимала что происходит. Она отсутствовала всего несколько дней, но окружающие вели себя так, словно ее не было целую вечность. Или даже скорее так, будто они вообще ее никогда не знали.

Читать статью →