Все публикации охраняются законом об авторских правах. Авторские права на публикации принадлежат авторам и изданиям, в которых опубликованы данные статьи. Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения авторов.Ссылка на автора и источник обязательна.
Алена опять находилась в цейтноте. Это было ее естественное состояние уже второй год, с тех пор, как ее назначили руководителем отдела. Алена забросила все свои увлечения, она задерживалась на работе до позднего вечера, работала по выходным, и очень страдала от недостатка времени. Как прогрессивный молодой руководитель она посетила корпоративный тренинг по тайм-менеджменту. Там она испытала настоящее потрясение, узнав всю правду о себе.
Оказалось, что большую часть своего времени она посвящала ответам на вопросы коллег, собственных сотрудников, сотрудников других отделов, клиентов и т.п. Она стремилась помочь всем. Интересно, что самый большой круг вопросов, которые ей приходилось решать, вообще не относился к ее работе. Но наибольший процент времени поглощали отвлечения на рассказы сотрудникам компании о том, как пользоваться ксероксом. А все потому, что рабочее место Алены находилось как раз рядом с этим агрегатом.
Ситуация настолько абсурдна, настолько же и реальна. Многим людям намного проще сделать что-то даже в ущерб себе, чем объяснить, почему они не хотят/не могут этого сделать.
Было ли в последнее время так, что ты не смогла отказать кому-либо в просьбе или требовании, хотя внутренне сильно не хотела выполнять это? Можешь ли вы вспомнить ситуацию, когда согласилась с чем-то, против своей воли и это привело к очень неприятным для тебя последствиям?
Наверняка, таких ситуаций в твоей жизни найдется немало. Подобные истории возникают и в профессиональной и в личной жизни сплошь и рядом. Удивительно, что уверенные в себе люди, успешные, коммуникабельные с трудом могут произнести такое простое слово, как «нет».
Что мешает отказать коллеге, который в десятый раз просит проверить его отчет? Что заставляет тебя оставаться на рабочем месте, когда все дела сделаны, и рабочий день закончился, только потому, что твои коллеги не уходят и как-то косо смотрят на тебя? Зачем ты соглашаешься выполнять ненужную работу и выслушивать многочасовые монологи сослуживиц, когда нужно звонить клиенту?
Обычно люди бояться, что отказ обидит другого человека, и к нему нельзя будет обратиться с просьбой. Интересно то, что люди, которые ни кому не отказывают, сами редко что–либо просят. Согласись, что в этом есть несправедливость.
Некоторые люди бояться отказать, потому что привыкли всегда и всем нравиться, быть «хорошими». Но, скорее всего, таким способом можно приобрести репутацию безотказного человека, обратиться к которому в порядке вещей, временем которого можно распоряжаться по своему усмотрению, то есть того, на ком «можно ездить».
Чаще всего неумение сказать «нет» на работе вызвано следующими причинами: причинами:
- Люди обидятся / рассердятся, если я откажусь выполнить просьбу
- Если я откажу, то у меня больше не будет права просить о чем-то других
Неумение сказать «нет» часто приводит к довольно сложным и неприятным переживаниям, потому что в результате ты берешь на себя невыполнимые обязательства, соглашаешься с работой, которая тебе ничего не может дать, в конечном счете – подводишь других людей. Позже, дав положительный ответ, когда на самом деле тебе хотелось сказать “нет”, ты можешь обнаружить, что у тебя гораздо больше работы, чем ты могла бы справиться.
Коллеги и шеф перестают тебя понимать (ведь сама же согласилась), ты перестаешь понимать себя сама (ну как же я могла с этим согласиться).
Важно помнить, что отказывая в просьбе, ты имеешь право отказать, в то время как другие люди имеют право обращаться с просьбой. В случае, если по своему служебному положению ты не можешь отказать в просьбе, помни, что за тобой сохраняется право объяснить трудности, которые могут возникнуть при выполнении просьбы.
Что-то мы делаем охотно, что-то – не очень, а бывают вещи, которые нам делать неприятно. Нашим собеседникам, безусловно, нужна информация об этом. Если конечно мы хотим изменить ситуацию. И еще очень важно научиться отказывать так, что бы сохранить отношения. Ведь испортить репутацию и деловые контакты может не сам отказ в просьбе, а форма его преподнесения. В профессиональной жизни отказ строиться в основном на фактах и логике.
В следующий раз, когда почувствуешь, что на тебе «ездят», воспользуйся несколькими советами:
- Сначала поинтересуйся: «Почему это должна делать именно я?»
- Если ты не находишь причины убедительными, то откажись, или порекомендуй человека, который мог бы выполнить эту просьбу.
- Ответ должен быть кратким, избегай пространных объяснений. Просто скажи: “Нет, я не могу…” или “Я бы предпочла не…”
- Объясни причину отказа, если хочешь, но не придумывай оправданий: «Я не могу, потому что занята в это время».
- Не извиняйся слишком усердно: “Мне ужасно жаль,…,вы не будете против, если…”
Честно признайся в ограниченных возможностях: “Я не смогу…”, “Нет, это будет трудно/ невозможно…, но я попробую…” «Я смогу сделать это не раньше восьми, как только закончу свои дела». Это наиболее приемлемая форма отказа на работе.
- Проси разъяснений или больше информации, например: “Какие детали должны быть включены в отчет?” “Вам он нужен в пятницу до или после обеда?”
- Попроси больше времени, чтобы принять решение о просьбе, если ты хочешь проверить свою нагрузку, расписание.
- Предложи варианты. Даже если ты не можешь выполнить просьбу человека, ты все равно можешь помочь ему.
Например, Алена, что бы не отвечать на бесконечные вопросы о ксероксе, повесила на самое видное место инструкцию по его использованию, и отправляла всех к ней.
- Невербальное поведение. Если ты определенно отказываешь в просьбе, то говори медленнее, с расстановкой и теплотой в голосе, иначе ответ: “Нет, я не хочу”, может прозвучать резко и недружелюбно.
Чаще всего отказ неприятен нашему партнеру. Но это не повод, чтобы со всем соглашаться. Ведь просьбы и требования бывают глупыми, нецелесообразными, даже оскорбительными и незаконными. Защищая свое личное пространство, ты экономишь время и используешь его на действительно важные дела, а это в свою очередь создает тебе репутацию незаменимого профессионала.
Помни, что человек, который просит, всегда знает, что ответов бывает два, и он может получить как «да», так и «нет». В большинстве случаев люди всегда осознают, что, озвучивая свою просьбу, идут на риск – и не твоя вина, что их надежда на «да» не оправдалась.