Рамблер: статистика.

Много шума из ничего

Автор: Горшкова Екатерина
Опубликовано: Журнал «Секретарь-референт», №3, март, 2008

Все публикации охраняются законом об авторских правах. Авторские права на публикации принадлежат авторам и изданиям, в которых опубликованы данные статьи. Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения авторов.Ссылка на автора и источник обязательна.

• • • • •
 
В известной пьесе В. Шекспира «Много шума из ничего», героям, благодаря умению распускать нужные сплетни и управлять их потоком,  удалось решить сразу две задачи: расстроить одну свадьбу и организовать другую. Не смотря на время, оделяющее нас от эпохи великого писателя, в мире совсем ничего не изменилось. И по сей день, с помощью сплетен можно, как и стремительно сделать  карьеру, так и моментально  ее разрушить.
 
Когда босс любит погорячее
Когда Галя принесла шефу очередной документ на подпись, он попросил ее задержаться на пару минут, что бы дать новое задание. Задание оказалось весьма творческим: сделать подробный письменный  отчет о предстоящем корпоративном мероприятии. Галя удивилась, но спорить с шефом не стала. После праздника, руководителю был предоставлен краткий формальный отчет. Но шефу Галино творчество совсем не понравилось. «Мне нужны конкретные факты: кто был, что делали, что говорили, в каком состоянии уехали и с кем» - таков был его вердикт. За время работы в компании у Гали сложились очень хорошие профессиональные отношения с руководителем, но сейчас она оказалась перед трудным выбором.  Сплетничать было не в ее правилах, но задание не выполнить Галя тоже не могла. Девушке удалось разрешить сложную ситуацию. Она сказала, что мероприятие прошло без эксцессов, а она сама настолько сконцентрировалась на организационных моментах, что совершенно не обращала внимания на детали общения сотрудников.
Как показывает практика, интриги и сплетни в офисе процветают благодаря поддержке самого лидера организации. Если он всегда поощряет рассказы сотрудников друг о друге и с удовольствием выслушивает жаренные факты, то с большой вероятностью можно ожидать, что сотрудники именно таким способом будут стремиться завоевать доверие шефа. Что делать, если вам приходиться работать именно с таким руководителем? Ведь секретарь, всегда находиться между двух огней: с одной стороны на карту поставлено доверие шефа, с другой – доверие коллектива.
В такой ситуации есть несколько вариантов поведения, все зависит от вашего характера, принципов, коммуникабельности  и гибкости.
Вариант 1. Вы передаете шефу только формальную информацию о сотрудниках, которая может ему пригодиться при общении с ними.  Например, напоминаете, когда у Сверчкова день рождения, что у Василькова родился сын, а у Ивашкина умер кто-то из родственников и ему нужна материальная помощь. При этом, вы не даете ни каких оценок этим событиям, просто констатируете факты и все. На желание шефа покопаться в деталях вы отвечаете, что не в курсе. Если ваш профессионализм на высоком уровне,  все обязанности вы выполняете исправно, то шеф вполне переживет этот информационный вакуум. Но если он из тех людей,  кто просто жить не может без сплетен и интриг, то будьте готовы к тому, что свои горячие новости, он получит из других источников, в том числе и новости о вас.
Вариант 2. Вы рассказываете шефу обо всех подробностях, которые его интересуют. Вы вместе смеетесь над тем, как напился водитель Баранкин, и как целовались в коридоре Ромашкина и Фантиков.  И не удивляетесь, что сотрудники вас не любят и обходят стороной. «С ней нужно быть поосторожней, она все шефу докладывает!» - слышите вы вслед. Вас же это абсолютно не интересует, потому что главный работодатель это босс, кто платить, тот и заказывает музыку!
Вариант 3.Вы рассказываете по чуть-чуть и шефу и сотрудникам, гибко лавируя между ними.  В результате живете яркой и насыщенной жизнью шпиона засланного во вражеский стан и двойного агента боящегося проколоться. Если стараться дружить со всеми, можно попасть в непростую ситуацию. Огромное количество информации может привести к неожиданному разглашению какой-то ее части. Вполне возможно, что в пылу гнева, на очередном совещании, шеф воскликнет: «Хорошо, что Лена все мне рассказала о ваших махинациях Иванов!»
Надо понимать, что, требуя информацию такого рода, шеф всего лишь хочет контролировать ситуацию в коллективе. Если он делает это именно таким способом, то скорей всего по-другому контролировать ее не получается. Поэтому, если слава Мата Хари вас не вдохновляет, на работе все же лучше сохранять благожелательный нейтралитет, и выдавать только позитивную информацию. Таким образом, можно приобрести  репутацию позитивного и профессионального человека, про которого даже говорить-то плохое не хочется, не то, что сплетничать в его присутствии.
 
Дед Мороз не существует!
Так хочется за обедом поделиться со своей подружкой из бухгалтерии, новостью о том, что шеф уезжал в Швейцарию совсем не на переговоры, а делал там ринопластику и чистку кишечника, потому что вы собственноручно переводили деньги из банка на счет клиники! А еще язык сам собой хочет поведать о том, что у этого недоступного мачо и семьянина со стажем, есть любовница, которой ты сама вчера отправляла подарок!  Все эти новости наверняка поднимут самооценку большинства офисных сотрудников: шеф тоже человек, подумают они, но… К сожалению, разрушение безупречного имиджа шефа никогда не сыграет вам на руку. Когда ребенок узнает, что Деда Мороза не существует, его разочарование не имеет границ. Как же так, ведь его обманывали столько лет! Так и сотрудники, утратив иллюзию того, что шеф небожитель, начинают по-другому к нему относиться, а это может отрицательно повлиять на иерархию и субординацию в компании. А что будет, если кто-то поинтересуется у босса о состоянии его здоровья после промывания кишечника или сделает комплимент его новому носу? Скорей всего он быстро разберется, откуда произошла утечка информации, и доверять вам перестанет. Поэтому лучшая тактика, всячески поддерживать позитивный имидж руководителя, возможно дополняя его различными бытовыми мелочами. Главное что бы они были безобидными и не бросающими тень на образ шефа. Например, что у него насморк, мигрень, плохое настроение, что он растеряха и т.д. Психологами уже давно доказано, что сплетничая, мы сравниваем себя с остальными, это стимулирует нас добиваться успеха. Так же сплетни очень повышают самооценку. Например, если сотрудники  видят, что шеф тоже из плоти и крови, у него свои проблемы, то автоматически начинают испытывать к нему симпатию.  В результате шеф сходит с пьедестала и становится ближе и роднее. Главное не переборщить с мелочами!
 
Когда знание непосильная ноша
Однажды Маша, занося очередную порцию кофе в переговорную, случайно услышала фразу о том, что скоро ее подруге повысят зарплату. Не долго думая, она тут же все рассказала Ларисе, о которой и шла речь. Когда же Ларисы не оказалось в числе счастливчиков, та устроила шефу настоящий скандал. Он же очень удивился, что она вообще рассчитывала на повышение, и поинтересовался, откуда у нее такие сведения. Оказалось, что босс имел в виду совсем другого человека. Излишне говорить, что Машу ждал суровый выговор, и напряженное молчание впоследствии, когда она заходила в кабинет в момент переговоров. С тех пор Маша никогда не разглашает услышанную от шефа информацию. Ни радостную, ни грустную, ни какую. Эта драматическая история помогла ей понять, что на работе она доверенное лицо своего босса, и лишь потом чья то подруга. Вывод здесь один: делитесь своими знаниями тогда, когда вас об этом попросят. А самое верное, делиться ими только тогда, когда об этом просит босс.
 
С широко закрытыми глазами
Марина  работала со своим шефом уже 5 лет. За это время у него сменилось несколько водителей. И больше всего Марину удивлял тот факт, что все они обожали посплетничать. И не просто посплетничать, а именно о шефе. Водители знают о шефе часто больше чем секретарь. Посудите сами – водитель ежедневно является свидетелем телефонных переговоров, которые босс ведет в машине, знает все его адреса и явки. И так тяжело хранить всю эту информацию в секрете! И вот в ожидании шефа, сидит водитель в приемной и от скуки начинает рассказывать всякие интересные истории. И главное, он ожидает от вас сочувствия, и внимания к разговору. Ладно, если водитель рассказывает это только вам: можно послушать и забыть, не вынося информацию дальше кабинета. А что если он понесет свою информацию в люди? И вот уже  другие сотрудники начинают интересоваться: «А наш, что вчера,  правда, напился?» Как быть в такой ситуации?  Нужно понимать, что люди сплетничают от скуки или от недостатка информации.  Часто сплетничают неуверенные в себе люди, считающие, что им будет сложно добиться такого же высокого статуса как у босса. Поэтому, обсуждая нелицеприятные подробности жизни шефа, такие люди повышают свою самооценку.
Самое простое в подобной ситуации, дать сплетнику то, что ему нужно, то есть внимание к его персоне. Сделать это можно переведя разговор на другую тему. А лучшая тема для беседы, это ваш собеседник. «А как у вас дела Петр Петрович?» «Ваша дочка сдала экзамен?» Подобный интерес вполне удовлетворит амбиции желающего поговорить, и  поможет наладить хорошие отношения. Если разговор на нейтральные темы о погоде, природе и т.д. не получается, то придется проявить твердость, что бы пресечь сплетни о шефе. Например, Катя, когда коллеги в ее присутствии начинали сплетничать о шефе, в надежде, получить от нее подтверждения или опровержения информации, отвечала: «Думаю, вам было бы очень неприятно, если бы обсуждали вас, я считаю, что сплетничать о других людях не корректно». Многие считали Катю занудой, но зато очень ее уважали, и кстати, о ней никогда не сплетничали.
Пресечь поток сплетен можно одним простым вопросом: «Легко обсуждать поступки других, а что бы вы сделали в такой ситуации?» После этих слов желание сплетничать пропадает очень быстро.  Более того, не участвуя в сплетнях и вставая на сторону обсуждаемого, вы опять же формируете положительное мнение о себе.
Кстати подобные сплетни можно регулировать и направлять себе и шефу на благо. Поскольку сплетни  корректируют наше социальное поведение, вы можете этим воспользоваться, что бы донести до коллег нужную информацию. Например, когда сотрудники начинали сплетничать о ком-либо, Катя любила вставить что-то типа: «Наш босс терпеть не может сплетников, никогда не слушает доносов!», или «Шеф не любит, когда опаздывают», «Шеф не любит подхалимов». Подобные слухи, распространяемые намеренно, помогают определить перед коллегами рамки, за которые не следует выходить, и задают правила игры.
 
Когда вы гвоздь программы
На следующий день после корпоративной вечеринки Оля пришла на работу, ее ждал неприятный сюрприз в виде косых взглядов и перешептываний за спиной. Две самых смелых сплетницы радостно подошли к Оле и стали расспрашивать ее о романе с шефом. Нельзя сказать, что Оля была удивлена, она просто была в шоке от таких новостей. Ведь шеф всего-навсего подвез ее до дома, потому что они жили недалеко друг от друга!
Взрослые люди чаще всего выбирают предметом обсуждения людей, которые чем-то выделяются, которые способнее, интереснее, удачливее… Чем ярче вы заявляете о себе, тем больше у коллег возникает поводов для зависти, а значит и для сплетен. 
Сплетни гораздо легче предотвратить, чем пресечь уже существующие. И сделать это можно двумя способами.
Первый способ заключается в том, что бы стать максимально нейтральным человеком. Это значит, что не нужно подробно рассказывать коллегам о своей жизни и работе, а также не принимать участия в сплетнях о других людях.
Второй способ наоборот, призывает к максимальной прозрачности и открытости. Если люди  знают чего от вас ждать, то им становиться совершенно неинтересно о вас болтать. Эти два способа совершенно не противоречат друг другу. Если вы всегда пресекаете сплетни в своем присутствии, сами ни о ком не сплетничаете, ведете разговоры только на общие нейтральные темы, то именно этого от вас и будут ждать.  Так же очень полезно вместо историй о своей или чужой личной жизни распускать о себе «хорошие сплетни». То есть истории, подтверждающие то,  какой вы лояльный работник, хороший товарищ, прирожденный организатор, и вообще, настоящий профессионал! Кстати, в беседах с шефом эти истории тоже весьма пригодятся.
А что же делать, если сплетни уже существуют, и они совсем не в вашу пользу?
Не нужно оправдываться и пытаться объясниться с болтунами. Это еще больше усугубит ситуацию. Самый надежный способ, требовать от сплетников прямого ответа о том, что происходит. Еще лучше вызвать интригана на публичный разговор. Поверьте, очень скоро с вами просто никто не захочет связываться!
Всегда говорите прямо, о том, чего вы хотите, что вам нравится или нет. Делать это можно и при свидетелях. Например, Оля, на сплетни коллег о ее романе с шефом не стала оправдываться и отмалчиваться, она просто сказала, что не намерена тратить рабочее время на пустые сплетни, и просит избавить ее от вопросов. «Если вам нечем заняться и хочется поболтать, сделайте это в другом месте, а я занята» - закончила Оля свою речь.
А ведь правда, многие исследования подтверждают тот факт, что сплетни возникают не только от дефицита обратной связи и желания самоутвердиться, но и от скуки на рабочем месте! Так что, делайте выводы!
Вывод прост: что бы не быть втянутой в болото сплетен и интриг, станьте дорогим и ценным специалистом. Такие люди всегда стоят в стороне от интриг, и на работу приходят работать, а не сплетничать и строить козни. Эти люди востребованы, а поэтому уверены в себе и никому не завидуют. Они не участвуют в тусовках, не дружат против кого-то, а полностью нацелены на решение задач.  Поэтому не увлекайтесь промахами других людей, а позиционируйте свою уникальность, полезность как специалиста и укрепляйте свою репутацию. В том числе и с помощью умелого управления сплетнями!
 
 
 


К списку публикаций "Карьера" | Печать страницы | В верх

articleКак исполнить задуманное в новом году?

Накануне нового года мы подводим итоги года уходящего и загадываем новые желания. Мы хотим больше зарабатывать, похудеть, выйти замуж, развестись, поменять работу, завести детей, собаку, выучить иностранный язык, освоить танец живота… В общем, начать новую жизнь. Но …

Читать статью →

articleКомандные игры

Егор Обломов оказался на Северном полюсе благодаря неожиданной командировке. Ему надлежало срочно спасать проект по возведению ледяного отеля. Поскольку в строительстве Обломов разбирался на уровне продвинутого пользователя интернета, его миссия была далека от …

Читать статью →