Рамблер: статистика.

Балансируя на грани

Автор: Горшкова Екатерина
Опубликовано: Журнал "Лиза", №48, 27 ноября, 2006 г.

Все публикации охраняются законом об авторских правах. Авторские права на публикации принадлежат авторам и изданиям, в которых опубликованы данные статьи. Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения авторов.Ссылка на автора и источник обязательна.

• • • • •
Есть ли гармония в жизни?

Тема жизненного равновесия в последнее время все больше привлекает к себе внимание, так как множество исследований (в основном зарубежных) рисуют весьма ужасающую картину баланса между профессиональной и личной жизнью сотрудников и руководителей компаний.

Развитие высоких технологий способствовало появлению в нашей жизни постоянной вовлеченности в рабочий процесс. Мобильная связь и Интернет не позволяют человеку нигде укрыться от работы и ни на минуту забыть о ней.

Такому положению вещей так же способствуют изменения в структуре общества и перераспределение социальных ролей. Женщины стали более независимыми, работают и зарабатывают наравне с мужчинами. Мужчины все больше внимания уделяют воспитанию детей и делят домашние обязанности с женами.

Сейчас людям все труднее совмещать многочисленные социальные роли. Трудно быть одновременно генеральным директором компании, отцом, мужем, членом парашютной команды и активным общественным деятелем. Особенно нелегко приходится бизнес леди – в нашем обществе женщине, чтобы добиться успеха, нужно прикладывать значительно больше усилий. А традиционные роли жены и матери заставляют испытывать чувство вины за свое постоянное отсутствие дома.

Люди все больше времени посвящают работе. С одной стороны, профессиональная реализованность, порождает уверенность в себе, жажду жизни, позволяет человеку чувствовать себя незаурядной личностью. Но, с другой стороны, "трудоголизм" ведет к ущербности остальных сторон жизни, прежде всего - личной, ведет к стрессам, перенапряжениям, ощущению несвободы и дискомфорта от этой зависимости.

Постоянная вовлеченность в рабочий процесс и нервное напряжение привели к распространению синдрома выгорания, под которым подразумевается эмоциональное истощение, деперсонализация и уменьшение личностных достижений.

Зачастую дисбаланс в жизни напрямую связан с внутренними факторами. Часто за проблемой «трудоголизма» прячутся совсем другие - личные проблемы. Иногда, когда человек вдруг решает заняться своей личной жизнью, он понимает, что неспособен на это. Он так привык посвящать время работе, что не знает, что делать без нее. Наступает чувство тревоги, скуки. Так называемый «синдром выходных».

Но удовлетворение, которое человек может получить от работы, не тождественно тому созидательному чувству удовлетворенности, которое дает жизнь в целом. Тем не менее, человек, страдающий неврозом «выходных дней» пытается уйти от жизни вообще, находя прибежище в своей профессиональной деятельности. Однако действительная пустота и, в конечном счете, отсутствие смысла его существования выступает на передний план сразу же, как только его профессиональная деятельность приостанавливается даже на короткий промежуток времени.

В поисках симметрии.

Среди российских топ менеджеров проблема жизненного баланса возникает все чаще. Что это значит? В жизни каждого менеджера наступает такой момент, когда работать по десять-двенадцать часов в сутки становится просто невозможным, потому что есть семья, подрастают дети, есть какие-то интересы, на которые не хватает времени. Деньги уже заработаны, определен социальный статус. Один из вариантов выхода из сложившейся ситуации - пойти на понижение. Пойти туда, где может быть, не будет таких головокружительных задач, социальных и других сопутствующих благ, зато у него будет время на детей, здоровье, спорт – на что угодно.

Времени у человека работающего на себя так же катастрофически мало. Более того, он думает о бизнесе 24 часа в сутки, даже находясь дома, он продолжает работать. Зачастую даже проведение досуга связано с реализацией различных бизнес мероприятий.

Часто вариантом решения этой проблемы является – продажа бизнеса или привлечение наемных управляющих, способных взять на себя большую часть рутинной работы.

Еще одним из вариантов восстановления жизненного баланса становится ставшей тенденцией выбор – работа как образ жизни. Безусловно, это решает многие проблемы - мы занимаемся тем, что нам действительно интересно, что согласуется с нашими жизненными ценностям. Очень часто такая работа бывает, связанна с хобби, творческой деятельностью.

Если же этот выбор позволяет еще и поддерживать финансовое благополучие, воображение рисует полную идиллию. Однако, при таком выборе грани личного и профессионального практически стираются. И становиться не понятным, где отдых, где работа, где личная жизнь. Когда вы пытаетесь совместить разные виды деятельности, то заканчиваете тем, что смешиваете профессиональную жизнь с личной.

В поисках смысла. Пять шагов к достижению баланса.

Можно ли найти баланс между работой и личной жизнью? Безусловно, можно. У каждого человека, своя мера баланса в каждой сфере жизни. Невозможно что бы в каждый период жизни каждая ее сфера волновала нас в равной степени. Поэтому вряд ли удастся сохранять баланс каждую минуту и секунду своего существования.

В одни периоды жизни у нас возникают одни желания, потом другие, но, к сожалению, многие желания имеют свой срок реализации. И мы многое теряем, забывая об этом. Например: вы вдруг решаете стать лучшим другом своим детям. Но замечаете, что это место, пока вы были увлечены работой, занял другой человек. Печальный факт.

Если ничего не менять, то ничего не изменится. Гармония сама не приходит, над этим нужно целенаправленно работать. В первую очередь нужно четко определять свои приоритеты. Тогда не будет разочарований.

1. Определите главные жизненные ценности.

Итак, первым шагом к созданию жизненного баланса служит понимание своих жизненных ценностей, целей, потребностей, ключевых жизненных ролей. Ценности – это то, кем мы являемся в жизни – в данный конкретный момент. И не то, чем на наш взгляд, мы должны быть. Если к ценностям относиться с должным вниманием, жизнь принесет радость и удовлетворение. Однако процесс выявления и уточнения ценностей часто труден. Многим руководителям бывает довольно трудно четко сформулировать свои внутренние потребности, поскольку они давно привыкли мыслить в категории «должен».Задайте себе следующий вопрос: Какие из моих устремлений имеют решающее значение для моего личного благополучия и успеха?

Сосредоточьте свое внимание на общих жизненных ценностях и приоритетах своей жизни, которые вы имеете теперь. На том, что вы больше всего цените и считаете наиболее дорогим и близким вашему сердцу.

2. Расставьте приоритеты.

Перечислите пять главных приоритетов вашей жизни. Первое это, то, что для вас наиболее важно. То, без чего ваша жизнь не может считаться состоявшейся. И далее в порядке убывания значимости достижения этих целей.

3. Куда уходит время.

Теперь перечислите в убывающем порядке то, на что тратите свое время. Под номером один укажите тот вид деятельности, который занимает большую часть вашего времени. Например, в сутках 24 часа. Если вы спите восемь часов, остается шестнадцать часов, которые должны быть распределены между различными занятиями и делами. Если вы тратите десять часов в день на занятия так или иначе связанные с работой – тогда простая арифметика показывает, что работа для вас основной поглотитель времени. Остается шесть часов. Если вы тратите три часа на просмотр телевизора, то он, вероятно, будет номером два.

4. Определите разницу между желаемой и реальной адаптацией.

Спросите себя, насколько велика разница между реальной и желаемой адаптацией? Какими интервалами времени вы оперируете? Являются ли ваши неотложные приоритеты краткосрочными или долгосрочными. Наша занятость – это вопрос приоритетов. Мы занимаемся тем, что наибольше всего волнует нас в данный момент. Например: власть вообще не попадает в круг ваших жизненных ценностей. Но время, которое вы тратите на ее достижение (руководство коллективом и т.п.) занимает большую часть вашего времени. Есть о чем задуматься. Имея реальную картину, не трудно будет определить по 10 бальной шкале вашу удовлетворенность в каждой из перечисленных сфер жизни.

5. Наметьте шаги по достижению баланса.

Например, в области здоровья и условий жизни вы оценили вашу самореализацию в 6 баллов. А что могло бы потребоваться, что бы поднять эту цифру от 6 до 8? Что вы можете сделать для этого?

Помогут следующие вопросы:
  • Если бы я жил в этой области жизни на 10 баллов, как бы отличалось мое поведение?
  • Как бы отличались мои внутренние ощущения?
  • Какие бы отрицательные обстоятельства исчезли?
  • Какие бы положительные обстоятельства появились?
Каждый день мы совершаем какие-то определенные действия. Из них и состоит наша жизнь. Мы наполняемся тем, что мы делаем. Представьте, что вы можете делать то, что вам больше всего нравится, - общаться с людьми, которых любите, эффективно проявлять свои природные способности, максимально использовать дары судьбы. Иными словами – самореализоваться. Это и будет портрет человека, живущего в согласии со своими ценностями. Жить в соответствии со своими ценностями – уже значит жить полной жизнью, хотя иногда это бывает трудно.

Авторский вариант


К списку публикаций "Развитие личности" | Печать страницы | В верх

articleИ снова здравствуйте! (ты босс в своем отделе)

А как все хорошо начиналось! Босс пошел на повышение, и порекомендовал на свое место самую достойную, молодую и успешно приносящую прибыль сотрудницу. Конечно же, это была Анна. Три дня она прыгала до потолка, строила планы, а потом, спустившись за землю, принимала дела. …

Читать статью →

article13 династий, которые изменили мир

Странно, но порой потомки миллиардеров выкидывают фортеля и отказываются от наследства. Как, например, это сделала внучка Онасиса Афина, оставив себе сущие крохи, а все остальное пустив на благотворительность. Зря, получается, дедушка горбатился. Потом единственная дочь …

Читать статью →